Новости
12 апреля 2018, 19:05

Весеннее побережье залива Анива

В нынешнем году фактическая весна началась одновременно с астрономической: 21 марта, в день весеннего равноденствия. Начиная с этой даты температура воздуха по Южно-Сахалинску и его окрестностям в середине дня, как правило, переходит через 0 градусов. А это значит, что комфортно передвигаться пешком по накатам техники на заснеженных участках, а также по тропам, пробитым в снегу, гарантированно можно лишь при температуре не выше нуля, то есть в утренние и вечерние часы. По этой же причине СТК "Горный воздух" со 2 апреля установил режим работы с  8 часов утра , чтобы горнолыжники смогли рано утром скатиться по трассам, пока они ещё твёрдые.

Таким образом, в настоящее время длительные походы по окрестностям Южно-Сахалинска в течение всего дня возможны разве что по прочищенным дорогам и протаявшим участкам поверхности земли. Довольно много таких участков имеется как раз на побережье залива Анива. У нас с Мариной Шишмарёвой на протяжении ряда лет сложилась традиция их посещать как раз в середине календарной весны.

25 марта: от окрестностей Пригородного до Корсакова

Если к местам, которые мы хотим посетить пешком, требуется подъезжать значительное расстояние от областного центра, то, на мой взгляд, рейсовый транспорт всё же имеет преимущество. Действительно, когда пункты старта и финиша пешей части маршрута разнесены на многие километры, лучше им и пользоваться. При этом необходимо знать расписания движения автобусов или поездов до места старта и от места финиша, если они в тех направлениях ходят редко.

Маршрут длиной 10 км, о котором ведётся речь, можно пройти как на запад, так и на восток. Направление движения определяем исходя из анализа совокупности различных факторов. Так, в тот день отлив в порту Корсаков был около 18:30 — значит, маршрут целесообразно пройти во второй половине дня. А в 13 часов из Корсакова отходит рейс автобуса по маршруту №121 в сторону села Озёрского. Таким образом, можно подъехать на нём, выйти около порта Пригородного и далее следовать по берегу залива в Корсаков на запад сколь угодно долго. Ветер в тот день был южный и слабый, то есть боковой.

В этот раз мы с Мариной были вдвоём. Около 13:30 высадились с автобуса на первой остановке после выхода дороги на побережье, расположенной в устье Хрущёвки. Завод СПГ в Пригородном остался дальше, туда нам было не нужно. Вода в заливе убывала, и обнажалась литораль.

Выше этой полосы всё ещё было много снега. На подходе к Нечаевской пади увидели остатки береговых сооружений, возможно, оставшиеся ещё от японцев — на одном из столбов наблюдался "гриб" со снежной "шляпкой".

В самой Нечаевской пади протекает большой ручей — иногда при весенних половодьях было сложно через него переправляться. В этот раз его устье оказалось замытым, и там лишь слегка просачивалась вода. Выходит, зимняя межень тогда ещё не закончилась.

Далее берег был завален морской капустой, выше его наблюдались накаты снегоходов. Но из-за высокой температуры воздуха на накатах ноги проваливались, хоть и не особенно глубоко.

В 600 метрах к западу от устья Нечаевской пади вблизи побережья имеется водоскат, который бывает довольно мощным в середине весны — о нём я рассказывал в статье "От Корсакова до Озёрского" , в главе "Корсаков — Пригородное, по побережью". В этот раз водоскат ещё толком не вскрылся — свободной от снега была лишь небольшая его часть.

Так мы и шли по берегу, даже параллельно начавшейся дороге при входе в черту Корсакова: на ней наблюдались грязь и лужи. Вышли на дорогу, лишь когда на побережье потянулись заборы. Около 18 часов прибыли на остановку "Пять Углов", откуда сразу же уехали в Южно-Сахалинск.

1 апреля: от Первой Пади до Третьей Пади

В очередное посещение побережья залива Анива мы с Мариной решили пройти по участку северо-западнее Корсакова, под железной дорогой. К нам присоединился наш знакомый, военный пенсионер Михаил .

Отлив в тот день был около 12 часов дня, наблюдался южный ветер — значит, лучше посетить те места в первой половине дня, и идти на север. И как раз, поскольку был выходной день, в 9:10 от вокзала Южно-Сахалинска отправлялся пригородный поезд в Корсаков.

Ранее сообщалось об изменениях в расписании его движения. Время отправления поезда с областного центра осталось прежним, но на конечную остановку в Корсакове Пять Углов он стал приходить на 20 минут позже. Дело в том, что японский дизель-поезд Д-2, ранее обслуживавший маршрут, окончательно выработал свой ресурс. И в том направлении пустили обычные пассажирские вагоны с сидячими местами (по два вагона в рабочие дни и по одному — в выходные), а в голову и хвост состава прицепляют по одной секции магистрального тепловоза ТГ-16. На конечной остановке имеется только один путь, так что локомотив не может объехать состав и прицепиться к нему с другой стороны — поэтому там машинисты просто переходят из одной кабины в другую, затем ведут поезд в обратном направлении. При этом скорость движения состава несколько ниже, чем у дизель-поезда. Областные власти неоднократно заявляли, что закупка специализированных пригородных поездов будет возможна лишь после окончания перешивки колеи железной дороги на Сахалине под общероссийскую ширину 1520 мм.

В тот день через час после отправления поезда высадились с него на остановке Первая Падь и сразу же повернули на берег.

Смотрим: в прибрежном песке закопан сосуд. Михаил воодушевился: вдруг японский, времён Карафуто? Стали его выкапывать.

Но сосуд оказался повреждённым и ценности не представлял.

И снова та же картина: что неделей ранее: завалы морской капусты, а выше — приличный слой снега.

Обратный поезд в Южно-Сахалинск остановился во Второй Пади, когда мы там проходили по берегу.

Только благодаря отливу прошли низом. Железная дорога там тянулась по дамбе, укреплённой старыми рельсами, установленными вертикально.

На мысе между Второй и Третьей Падями наблюдались торосы льда от припая, образовавшегося в конце января и прекратившего существование в начале марта (в то время как старый припай возле села Соловьёвка ещё наблюдался).

Там же на проталинах были видны остатки бетонных чанов для засолки рыбы — скорее всего, японского происхождения.

Между Третьей Падью и Соловьёвкой сам берег непроходим даже в отлив, ввиду его большой илистости. Погуляли ещё в тех местах, куда смогли пройти, затем вышли к трассе и вскоре уехали на автобусе в Южно-Сахалинск.

2 апреля: от Анивы через Рыбацкое до Песчанского

Погода продолжала располагать к комфортным походам. Да и отлив был по-прежнему в середине дня. Так что мы с Мариной решили этим воспользоваться. К нам присоединилась наша знакомая Наталья. Так как ветер в ту дату был юго-западным, решили пройти по побережью на восток.

Приехав из Южно-Сахалинска в Аниву на рейсовом автобусе, вышли там на улицу Пудова и вначале повернули по ней на юго-запад. На выходе из города была видна река Лютога. Затем в стороне остались небольшая церковь и огороженная территория — некогда там собирались строить женский монастырь, но потом перенесли его в село Березняки, так что та территория просто принадлежит подворью Южно-Сахалинской и Курильской епархии. Но на боковой дорожке в том направлении наблюдалось обилие грязи и луж, так что мы довольствовались асфальтом, который привёл нас в село Рыбацкое. Оттуда уже вышли по прочищенной дорожке к устью Лютоги и повернули по берегу в сторону анивского пляжа.

Тут, в отличие от окрестностей Корсакова, снега на берегу было совсем мало, наблюдалось обилие проталин.

На полосе суши часто попадались морские звёзды.

Между восточной окраиной Рыбацкого и маленьким селом Кубанец, расположенным возле пляжа, в прошлые годы находилось устье ручейка, вытекающего из заболоченного озерца. Как-то, в период интенсивного таяния снега, я с трудом перешёл через этот ручеёк. В этот раз устье оказалось замытым.

Мы хорошо помнили, что в прошлые годы пройти непосредственно по побережью в том направлении до села Песчанского было невозможно. Путь преграждала довольно глубокая протока озера Длинного, расположенного к северо-западу от Песчанского — эту протоку приходилось пересекать по автомобильному мосту на дороге. В этот раз решили проверить её состояние. Устье протоки оказалось замытым — между западной окраиной Песчанского и побережьем увидели лишь её остатки.

Таким образом, беспрепятственно прошли дальше, не поднимаясь к дороге. Начинался прилив.

Село Песчанское довольно длинное. Обойдя его полностью по берегу и прогулявшись около 500 метров на восток, решили возвращаться. Вышли на дорогу — за селом асфальт заканчивался, а далее потянулся пролаз, некогда бывший дорогой в сторону села Соловьёвка.

В планы областных властей входит восстановление той дороги и множества мостов на ней, которые сейчас полностью разрушены. Возле Соловьёвки реконструкция уже началась.

В этот раз, пройдя 800 метров на запад, достигли конечной остановки автобусного маршрута, следующего между Песчанским и Анивой. Рейсы на нём выполняются три раза в день, но мы знали его расписание, так что прибыли туда незадолго до отправления нужного рейса. Итого мы в тот день прошли пешком 11,5 километра.

На карте наш пеший маршрут показан для контрастности тёмно-фиолетовым цветом. Со времени составления карты береговая линия сдвинулась на юго-восток, наверное, по причине намывов песка. К тому же траектория маршрута в прилив оказалась значительно более сдвинутой к старому берегу, чем в отлив.

6 апреля: от Тараная до танковых башен и обратно

Многим хорошо известен ряд танковых башен, расположенных северо-западнее села Стародубского Долинского района, на песчаных дюнах вблизи побережья Охотского моря. Восточнее этого же села, на возвышенности находятся несколько целых недействующих танков, один из которых был перевезён на мемориал над площадью Славы в Южно-Сахалинске. Эти объекты часто путают и при попытке найти танки к востоку от села по советам незнающих людей попадают к башням северо-западнее его.

Недавно на популярном туристическом ресурсе появилась информация: в 8 километрах к юго-западу от села Таранай Анивского района вблизи побережья сохранились шесть танковых башен, наподобие тех, что находятся к северо-западу от Стародубского. Доступ к башням возле Тараная возможен по грунтовой дороге, в распутицу имеющей характер пролаза с обилием грязи и луж, а также по берегу залива Анива при отливе.

У нас появилось желание посетить те танковые башни. Но ранее расписание автобусов, курсирующих между Анивой и Таранаем, позволяло находиться нам в окрестностях села только в течение четырех с половиной часов. За это время мы обычно посещали рыбоводный завод в селе Зеленодольск, расположенный на реке Таранай, в пяти километрах к северо-западу от одноимённого села, а также хорошо сохранившийся японский школьный павильон (хоанден) на территории детского лагеря "Юный железнодорожник".

И тут — удача! В предыдущее посещение Анивы я обратил внимание, что расписание автобусного маршрута на Таранай изменилось в благоприятную для нас сторону, добавлен ещё один рейс. Таким образом, мы могли путешествовать в окрестностях этого села в течение более семи с половиной часов, что представлялось нам вполне достаточным для достижения танковых башен и их обследования. В тот день нас было пятеро: я, Марина, Михаил, Наталья, и ещё одна наша знакомая Елена. В этом случае неважно, сколько туристов, — рейсовый транспорт заведомо вместит всех.

В 11 часов высадились с автобуса на юго-западной окраине Тараная. Асфальтированный участок дороги закончился, и мы вышли на побережье. Отлив в тот день был в 15:30, погода стояла солнечная, но с дымкой, ветер наблюдался переменный и слабый, а иногда даже штиль. Так что совокупность природных факторов оказалась для нас вполне комфортной.

Пройдя по побережью около двух километров, мы достигли устья большой реки Лозинки. Если бы она была вскрытой, мы бы смогли выйти на дорогу и пересечь реку по мосту. Но в этом надобности не оказалось: в 100 метрах выше устья она ещё была покрыта слоем льда толщиной около метра. Мы там спокойно переправились через реку, последними прошли Наталья с Еленой.

Далее попадались небольшие ручьи с несложными переправами. Ещё через три километра от Лозинки мы вышли к устью Ольховатки: река довольно большая и, насколько наблюдался обзор, была уже вскрыта.

По сохранившимся следам снегоходов вышли к мосту.

Решили немного пройти по дороге — попадались её высохшие участки. Ещё через километр от моста возле дороги есть вышка. У Михаила имеются познания в морском деле. Он указал ещё на одну вышку, расположенную вдалеке, у кромки леса. Эти вышки имели характер створов для судоходства. Если их соединить отрезком прямой и продолжить эту прямую через акваторию залива Анива, то на ней окажется порт Корсаков. В настоящее время, с развитием современных средств навигации, эти вышки утратили своё значение.

По предложению Михаила мы и выстроились на этой прямой: я, Наталья, Елена и Марина. Благо, в первой половине дня ещё наблюдался крепкий наст, позволявший нам беспрепятственно передвигаться по сохранившемуся снегу.

Вернулись на побережье и через два километра достигли первой танковой башни. Она частично оказалась в снегу. Все башни расположены между береговой полосой и дорогой.

Третья по счёту башня больше всего протаяла. "Нам, офицерам запаса, полезно побывать на танках", — смеялся Михаил.

Было 15 часов. Цель достигнута, и повернули обратно. Правда, из-за повышения температуры воздуха участки наста стали менее плотными, и мы кое-как их преодолевали. Наконец в 18:30 вышли в Таранай на автобусную остановку, откуда вскоре уехали.

8 апреля: от подножия массива горы Юноны до устья ручья Горного

В текущем году эта дата приходилась на православную Пасху. Она может совпадать с католической, но не может совпадать с иудейской, согласно правилам её исчисления у разных религий. Нынешняя православная Пасха отмечалась на неделю позже католической. Прочие христианские конфессии могут её справлять как по католическому, так и по православному исчислениям.

Бытует мнение, что на православную Пасху у нас должна быть хорошая погода. Всегда ли это так? Например, 1 мая 2015 года наблюдалась низкая облачность с моросью. А 24 апреля 2011 года весь день шёл проливной дождь без перерывов, лишь к концу дня ослабев.

Нынче на Пасху прогнозировались временами небольшие осадки в виде мокрого снега, но не в виде дождя же — значит, погода представлялась удовлетворительной для походов. Что ж, снова поехали на побережье залива Анива. На этот раз были вдвоём с другим Михаилом , который сейчас, пока работает и до ухода в отпуск, может выбираться за город только по выходным.

Объехав завод СПГ в Пригородном, высадились на площадке у подножия массива горы Юноны. Дальше площадки асфальт заканчивается, и начинается грунтовый участок дороги в сторону села Озёрского. Я предложил спуститься на побережье и пройти по нему на восток сколько сможем. В тот день прилив был рано утром, а отлив — вечером, и, таким образом, вода в заливе Анива убывала. Спуск особой сложности не представлял, снег был в меру плотным и тормозил нас.

Повернув на восток, через 130 метров достигли водопада. Он расположен на ручье, выше протекающем через карьер. В свою очередь, через этот карьер ведёт дорога на вершину горы Юноны, являющаяся популярным туристским маршрутом. Я сам впервые посетил водопад в октябре 2015 года. В этот раз он был вскрыт частично, но хотя бы так.

Видео на сайте Sakhalin.tv

Идём далее на восток. Вскоре появился мыс, обойти который было несложно.

За ним — следующий мыс, пройти под которым мы не смогли, воды было многовато.

Решили обойти его по верху. Нет бы вернуться назад и выйти по своим следам! Прикинули и решили, что склон перед мысом вроде бы преодолим. И попали, что называется, в экстрим на пустом месте.

Я только два раза срывался со склона и съезжал вниз, благо, недалеко. Цеплялся за имеющиеся небольшие кусты. Кое-как доползли до снежника, он хоть позволил устойчиво упереться ногами. Выйдя на ровный участок, я взглянул вниз, и… не увидел склон, по которому мы карабкались, настолько он оказался крутым.

Пройдя 200 метров на восток, обнаружили чёткую тропу, спускающуюся на побережье, к тому же снабжённую канатом. По ней благополучно вышли. В заливе вблизи берега начали обнажаться камни.

На берегу встретили знакомых. Они рассказали, что тот мыс, который мы обошли сверху, легко обходим по низу в отлив — да и ладно! По показаниям навигатора, до устья ручья Горного оставалось около трех километров. Знакомые, регулярно посещающие те места, рассказали, что в ту сторону прижимов быть не должно.

Идём дальше. Многие ручьи, стекающие сверху на побережье, всё ещё были скрыты под снегом. Как знать, вдруг на них имеются водоскаты, а то и водопады?

Прошли мимо множества остатков снежных лавин — благо, они останавливались на безопасном расстоянии от кромки берега.

Прогноз синоптиков сбылся, пошёл снег. Достигли устья ручья Горного. То место мне хорошо знакомо, ранее я оттуда проходил весь участок побережья на восток, вплоть до села Озёрского.

Погода уже не особо баловала, решили возвращаться и по боковой дорожке поднялись на главную дорогу.

***

Так что призываю читателей, любящих прогулки по побережьям, по возможности пройти по описанным маршрутам: если не полностью, то хотя бы частично. К тому же мы намереваемся снова посетить ряд тех мест, уже во второй половине апреля или начале мая, по мере протаивания снега, полного вскрытия водопадов и водоскатов.

Действительно, участок побережья между Корсаковом и Пригородным вроде хорошо изучен, неоднократно пройден мной и рядом туристов. Но в первой половине ноября 2017 года через юг Сахалина прошла серия циклонов, вызвавших обильные осадки в виде дождя. 12 ноября, как погода улучшилась, мы с Михаилом (военным пенсионером) были в тех краях. На расстоянии 1,5 километра к востоку от Нечаевской пади есть приметное место, где к берегу довольно близко подходят заросли ивы. Смотрим: выше что-то блестит. Оставив рюкзаки внизу, вскарабкались по крутому склону и на высоте 26 метров над уровнем моря достигли подножия водопада! Его высоту оценили в 6 метров.

Ранее ничего подобного там не видели — значит, водопад иссякает в межень? Так что вот ещё один довод там побывать в период интенсивного таяния снегов.

ИА Sakh.com
comments powered by HyperComments

Интересное
Загрузка...









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg